Один из важных этапов в формировании российской квазирелийной неофашистской доктрины «русского мира», которая по замыслу должна стать официальной государственной и религиозной идеологией путинской России, произошел 27 марта 2024 г. В этот день состоялось малозаметное, но знаковое событие – в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством московского патриарха Кирилла (Гундяева) было официально утверждено «Наказ XXV Всемирного Русского Народного Собора», получавший название «Настоящее и будущее Русского мира». Как говорится в преамбуле этого документа, он «является программным документом Всемирного Русского Народного Собора, а также наказом, адресованным органам законодательной и исполнительной власти России» (см.: Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира», 27.03.2024. Официальный сайт РПЦ МП. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6116189.html ).

Этот документ является беспрецедентным как для вышедшего под эгидой РПЦ и получившего высшее благословение и санкционирование со стороны московского патриарха и других иерархов РПЦ. Он был единогласно поддержан 488 делегатами, среди которых более 30 архиереев и более 60 священников РПЦ МП. Как отметил опальный протодиакон Андрей Кураев: «Безусловно, это официальная позиция Русской православной церкви. Потому что все это разрабатывалось и принималось при непосредственном руководстве русского патриарха. Он – глава этого Собора. В зале заседаний этот документ голосовался единогласно. А там было минимум 20 епископов РПЦ. Шесть из них – постоянные члены Синода. То есть половина состава Синода была. Присутствие Патриарха дало большинство состава Синода РПЦ МП. То есть этот документ – официальная позиция Русской церкви» (см.: Блог протод. Андрея Кураева, 01.04.2024. URL: https://diak-kuraev.livejournal.com/4484544.html ).

По своей сути, разработанный и утвержденный под эгидой РПЦ МП документ напоминает и частично копирует программные документы пронацистского церковного движения, известного под названием «Немецкие христиане» (нем. – Glaubensbewegung «Deutsche Christen»). В частности, определенное сходство прослеживается с т.н. «Директивами» от мая 1932 г. и «10 основными принципами» от мая 1933 г., в которых поддерживалась новая имперско-религиозная доктрина Третьего Рейха, «сакрализовались» и благословлялись экспансионистские и ксенофобские идеи, санкционировались унификация церкви и государства и синтез христианства и германского национал-социализма. Движение «НХ» фактически дистанцировалось от Евангельских заповедей мира, любви и прощения, как таких, что делают народ слабым. Они стремились монополизировать статус единой имперской церкви, поставив ее на служение интересам гитлеровского режима и нацистской Германии. Очевидно, что некоторые из авторов нового основополагающего документа РПЦ МП вдохновлялись этими образцами и идеями. По крайней мере, один из его разработчиков А. Дугин, являющийся членом Президиума «Всемирного Русского Народного Собора» (ВРНС), никогда не скрывал своих симпатий к идеям фашизма, раннего нацизма и оккультизма, внедряя их в переосмысленном виде в свои квазирелигиозные фундаменталистские концепции.

Презентуя этот документ перед вынесением на голосование, московский патриарх Кирилл Гундяев так охарактеризовал его значение: «Наказы состоят из восьми разделов и касаются Специальной военной операции, Русского мира, внешней политики, семейной, демографической и миграционной политики, образования и воспитания, экономического, пространственного и градостроительного развития... Главная задача этих наказов, как и многолетняя деятельность всего Всемирного Русского Народного Собора, — это защита и укрепление Русского мира. Разделение и ослабление русского народа, лишение его духовных и жизненных сил всегда приводило к ослаблению и кризису Российского государства. Поэтому восстановление единства русского народа, а также его духовного и жизненного потенциала являются ключевыми условиями развития России и Русского мира в XXI веке» (см.: Выступление Патр. Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора, 27.03.2024. Официальный сайт РПЦ МП. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6116021.html ).

Следует отметить, что санкционированный патриархом и иерархами РПЦ МП документ в корне противоречит Евангельскому учению, христианскому мировосприятию и православному богословию и является откровенной апологией антиевангельских идей насилия, ксенофобии и геноцида, почему требует более детального анализа и комментариев:

1. В первом пункте, который называется «Специальная военная операция», впервые в официальных документах под эгидой РПЦ МП российская военная агрессия против суверенной Украины названа «войной» (до недавнего времени в РФ было запрещено использовать слово «война» для обозначения российского военного вторжения в Украину). Более того, «военная операция» и геноцид украинского населения называны здесь «священной войной» (до этого в своих проповедях патриарх Крилл называл войну России в Украине «метафизической и экзестенциальной борьбой сил добра со злом»). В частности, в документе сказано: «С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «Удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада». Также в документе провозглашается, что «Специальная военная операция является новым этапом национально-освободительной борьбы русского народа» против «коллективного Запада, ведущейся на землях Юго-Западной Руси с 2014 года. В ходе СВО русский народ с оружием в руках отстаивает свои жизнь, свободу, государственность, цивилизационную, религиозную, национальную и культурную идентичность, а также право жить на собственной земле в границах единого Российского государства». Отрицая право украинского народа на собственную идентичность, самостоятельность и государственность, документ провоглашает, что «после завершения СВО вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России». «Возможность существования на данной территории» самостоятельного Украинского государства «должна быть полностью исключена», – заявляют московский патриарх Кирилл Гундяев и другие авторы документа.

Каждая фраза этого пункта целиком противоречит базовым для христианства «Десяти заповедям» («не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не возжелай чужого») и Евангельским идеалам любви, миролюбия, прощения, взаимоуважения и ненасилия. Ведь любые военные вторжения, агрессия, убийства и насилие с точки зрения Евангелия не могут называться и оправдываться как «священные». Это чисто языческий подход, где культу войны придавались особые «сакрализация» и «освящение», что в корне противоречит учению Христа. Вероятно, не случайно в этом документе, разработанном в РПЦ МП, вообще нет упоминания имени Христа и ссылки на Евангелие. Следует заметить, что термин «расовая священная война» (англ. Racial Holy War, RaHoWa) достаточно распространен среди современных неонацистских антихристианских движений языческо-оккультного толка. Учитывая склонность некоторых разработчиков документа к таким идеям (А. Дугин и Ко) нельзя исключать, что именно они послужили в качестве вдохновителей таких антиевангельских формулировок. В то же время, этот документ отрицает ранее утвержденные «Основы социальной концепции РПЦ», где в восьмой главе под названием «Война и мир» отмечено, что «война является злом», а «убийство, без которого не бывает войн, рассматривалось как тяжкое преступление перед Богом» (п. VIII.1), поэтому «священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним» в вопросах «политической борьбы», «ведения гражданской войны или агрессивной внешней войны» (п. III.8.2), поскольку «Церковь стремится совершать миротворческое служение..., также противостоит пропаганде войны и насилия, как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения» (п. VIII.5). Таким образом, оправдание со стороны руководства РПЦ МП захватнической войны и убийств десятков тысяч мирных жителей в Украине, которое они называют «священной войной», свидетельствует об искажении и извращении ими православного вероучения и неверии в базовые основы учения Христова.

2. Во втором пункте документа, озаглавленном «Русский мир», провозглашается существование отдельной русской духовно-культурной «цивилизации» («русского мира» или «русской ойкумены»), отличной от других христианских и даже православных народов. Проповедуя собственную «цивилизационную» исключительность, авторы документа провозглашают, что «Россия является создателем, опорой и защитником Русского мира. Границы Русского мира как духовного и культурно-цивилизационного феномена существенно шире государственных границ как нынешней Российской Федерации, так и большой исторический России. Наряду с рассеянными по всему миру представителями русской ойкумены, Русский мир включает в себя всех, для кого русская традиция, святыни русской цивилизации и великая русская культура являются высшей ценностью и смыслом жизни». Эта идея заложена в основу оправдания современного российского экспансионизма. «Восстановление единства русского народа» обьявляется «ключевыми условиями выживания и успешного развития России и Русского мира в XXI веке». При этом, вслед за теоретиками оккультно-мистического течения в немецком национал-социализме, провозглашавшими возрождение хилиастического «Тысячелетнего Рейха» (нем. Tausendjähriges Reich), авторы документа исповедуют теорию о «построении тысячелетней российской государственности», которая, по их словам, «является высшей формой политического творчества русских как нации». Такое «тысяелетнее царство» в лице России провозглашается апокалиптическим «Удерживающим мировую тайну беззакония» (Катехон, от греч. ὁ κατέχων), способным остановить воцарение в мире «антихриста». Эту маргинальную теорию уже много лет популяризует в среде РПЦ оккультист А. Дугин, считающий, что Россия должна противостоять «мировому заговору евреев и масонов» (излюбленный лозунг А. Гитлера). Но теперь она впервые публично озвучена и санкционирована на официальном уровне от лица рукорводства РПЦ МП. В документе, в частности, прорвозглашается: «Высший смысл существования России и созданного ею Русского мира — их духовная миссия — заключается в том, чтобы быть всемирным «Удерживающим», защищающим мир от зла». В другом месте заявляется, что «с духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «Удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада».

Подобные представления о собственной «духовно-цивилизационной» исключительности «русского мира», его «тысячелетнем царствовании» на земле и роли «Катехона» («Удерживающего мировую тайну беззакония») подпадают под ряд псевдохристианских еретических учений, которые неоднократно были осуждены многими святыми отцами православия. В частности, заявления о «духовно-цивилизационной» исключительности россиян и «русского мира» подпадают под анафему на ересь этнофилетизма, произнесенную на Поместном Константинопольском Соборе в 1872 г. Акцент же на «милленаризме» Росії (который не соответствует исторической действительности) является перенесением на православную почву еретических хилиастических представлений о «Тысячелетнем царстве на земле», которые неоднократно осуждались отцами церкви как неправославные, поскольку под таким «царством» в православном богословии принято понимать Вселенскую Церковь, а не какое-либо из отдельных земных государственных образований. К тому же здесь прослеживается влияние еретической хилиастической теории о «Тысячелетнем Рейхе» (нем. Tausendjähriges Reich). Кроме того, представление о России как единственном в мире воплощении «сил добра», которым противостоят «силы зла» в лице «впавшего в сатанизм Запада» является проявлением ереси манихейства, основанной на идее религиозного синкретизма и дуализма, где мир делится на противостояние противоположностей (света и тьмы, добра и зла, правды и кривды). Также противоречит православному вероучению и провозглашение России неким «Катехоном», поскольку под таким «Удерживающим беззаконие» в богословии преимущественно принято понимать действие благодати Духа Святого, влияющей на духовно-нравственное состояние человечества и его стремление к добру, благодаря чему Святой Дух не отходит от него, а силы зла не получают в нем легализации (свт. Иоанн Златоуст, блаж. Феодорит Кирский, свт. Фотий Константинопольский, свт. Феофан Затворник и другие называли «Удерживающим» Святого Духа, и даже некоторые теоретики русской консервативной мысли кон. 19 – нач. 20 вв. придерживались такого мнения, например Лев Тихомиров развивал эту мысль в работе «Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира»). Попытки же со стороны руководства РПЦ МП «сакрализовать» и наделить современную Российскую Федерацию и ее правящий преступный режим такими «мессианскими» признаками свидетельствуют, что оно пытается искусственно создать какую-то новую гражданскую религию, которая внешне прикрывается средневековыми христианскими терминами, но по внутренний сути является антихристианской и антиевангельской. В то же время, в этих претензиях прослеживается стремление побудить к восстановлению Российской Федерации в качестве империи во главе с единоличным (самодержавным) «верховным лидером» – императором, подобно установлению диктатуры Наполеона Бонапарта и провозглашению им L'Empire français.

3. В третьем пункте документ провозглашает претензии на глобальное лидерство России в новом мировом порядке: «Россия должна стать одним из ведущих центров многополярного мира, возглавляющим интеграционные процессы». «Являясь геополитическим центром Евразии», «Россия должна регулировать баланс стратегических интересов и выступать оплотом безопасности и справедливого миропорядка в новом многополярном мире». При этом, в таком новом мировом порядке представителями РПЦ МП и правящих российских политических элит напрочь отрицается право на отдельное существование Украины и украинского народа. Вместо этого провозглашается возврат к отжившей себя и совершенно ненаучной старой российской имперско-мифологической «доктрине триединства русского народа, согласно которой русский народ состоит из великороссов, малороссов и белорусов, являющихся ветвями (субэтносами) одного народа, а понятие «русский» охватывает всех восточных славян». По словам авторов документа, «Воссоединение русского народа должно стать одной из приоритетных задач внешней политики России», а «доктрина триединства должна получить законодательное закрепление, став неотъемлемой частью российской системы права. Триединство должно быть включено в нормативный перечень российских духовно-нравственных ценностей и получить соответствующую правовую защиту».

Таким образом, утвержденный руководством РПЦ МП документ, посягая на дарованную Богом свободу к самоопределению, отрицает само право на существование украинцев как отдельного народа, игнорирует исторические процессы развития его культурной самобытности и государственности. Вместе с тем, как отмечают эксперты Института изучения войны (ISW), «восстановление единства русского народа» посредством войны России против Украины руководством РПЦ МП провозглашено ключевым условием выживания и развития «русского мира». Целью призыва является «полномасштабное уничтожение украинской нации как таковой» (геноцид) и ее насильственной военной оккупацией со стороны России для полной ассимиляции и уничтожения (см.: «Священна війна» РПЦ проти України, 30.03.2024. Радіо Свобода. URL: https://www.radiosvoboda.org/a/ukrayina-rpts-viyna/32884599.html ). То есть, этот документ подпадает под признаки ксенофобии и содержит пропаганду и призывы к насилию и геноциду.

4. В четвертом пункте, озаглавленном «Семейная и демографическая политика», провозглашается, что «для выживания в XXI веке, сохранения суверенитета и собственной цивилизационной идентичности России необходим устойчивый, а главное, интенсивный естественный рост численности населения». По всей видимости, такие призывы тоже заимствованы у идеологов германского национал-социализма. Решение данной задачи авторами документа видится при помощи культивирования «традиционной многодетной семьи». Как сказано в документе, «государство должно поставить перед собой долгосрочную стратегическую цель — за сто лет устойчивого демографического роста довести численность населения России до «менделеевских» 600 млн человек». Стремление «создать семью, родить и воспитать троих и более детей, должно стать зримым воплощением идей Русского мира». «Государством должны быть приняты исчерпывающие меры» против «абортов, половой разнузданности и распутства, а также содомии и различных сексуальных извращений». «Вся отечественная культура, прежде всего массовая, должна работать на создание в обществе культа семьи, многодетности, супружеской верности».

Ни словом не упоминая о демократических правах и свободах граждан, вместо миссии Церкви по добровольному духовному и нравственному просвещению и исправлению населения, в РПЦ МП пытаются наделить государство тоталитарными качествами в области контроля за нравственностью и моралью общества, как это было в нацистской Германии и коммунистическом СССР, и как это есть в ряде современных исламистских тоталитарных государств. Кроме всего прочего, здесь усматривается ряд постулатов, характерных для германской национал-социалистической идеологии, таких как идея «крови и почвы», культ деторождения и приумножения нации, моделирование семьи как основы (ячейки) «арийского общества» и т.д. Безусловно, в задачи Церкви входит проповедь нравственных ценностей. Однако их навязывание тоталитарным способом при помощи полицейских функций госудаства противоречит проповедуемуму Евангелием принципу свободной воли человека и является скорее признаком стремления РПЦ МП переложить с себя на государство роль нравственной основы общества.

5. В пятом пункте, озаглавленном «Миграционная политика», идеологи РПЦ МП в духе фашистко-расистских и ксенофобских идей одну из главных угроз для современной России видят в притоке в страну мигрантов из азиатских стран. «Массовый приток мигрантов, не владеющих русским языком и не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, а следовательно, не способных к интеграции в российское общество, меняет облик российских городов, что приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны», – заявляется в документе. И далее: «Бесконтрольный массовый приток иностранной рабочей силы приводит к занижению оплаты труда коренного населения и последующему их замещению мигрантами в целых отраслях отечественной экономики... В крупнейших городах возникают и активно развиваются замкнутые этнические анклавы, являющиеся рассадниками коррупции, организованной этнической преступности и незаконной миграции». В связи с этим, авторы документа в качестве «основных приоритетов новой миграционной политики» России провозглашают: «Защиту российской цивилизационной идентичности, единства правового, культурного и языкового пространства страны. Защиту прав и законных интересов русского и других коренных народов России»; «Существенное ограничение притока в Российскую Федерацию инокультурной низкоквалифицированной иностранной рабочей силы. Введение принципа максимальной правовой и экономической ответственности работодателя за привлекаемых им иностранных работников из чуждой культуры» и т.д. Такое впечатление, что этот пункт целиком заимствован из программных документов Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP) с ее расистскими и ксенофобскими идеями.

6. В шестом пункте, озаглавленном «Образование и воспитание», опять же в духе тоталитарных идей фашизма главной угрозой «русского мира» видится распространение «деструктивных идеологических концепций и установок, прежде всего, Западных». Поэтому «отечественные образовательные программы, а также программы воспитания должны быть очищены» от них как от «чуждых российскому народу». «Усвоение мировоззренческих идей и духовно-нравственных ценностей русской цивилизации является важнейшим аспектом в национализации современных российских элит, а также в воспитании будущих поколений граждан России». «Должна быть разработана и внедрена в отечественное преподавание социальных и гуманитарных дисциплин новая социогуманитарная парадигма, опирающаяся на российскую цивилизационную идентичность и традиционные российские духовно-нравственные ценности». Для решение этой задачи «построения новой социогуманитарной парадигмы» предлагается: «критический пересмотр западных научных теорий и школ (в первую очередь в области социальных и гуманитарных наук) на предмет их соответствия суверенному российскому мировоззрению, полезности или разрушительности для укрепления народного самосознания; проведение ревизии массива гуманитарных знаний, общепринятых теорий и концепций на основе их корреляции с системой мировоззренческих идей и нравственных ценностей русской цивилизации; перестройку методологических систем, стандартов и оценок без оглядки на международные (а по сути, навязанные Западом) критерии и образцы; реформирование отечественной системы образования для приведения в соответствие с основными параметрами суверенного российского мировоззрения». В общем, ничего нового. Все это уже проходили в нацистской Германии и в коммунистическом СССР.

7. В седьмом пункте, озаглавленном «Пространственное и градостроительное развитие», с целью «обеспечения существенного роста рождаемости» провозглашается задача «пространственного преображения России». С этой целью предлагается насильственная массовая депортация жителей городов, в том числе на оккупированных Россией украинских территотриях, в заброшенные села и поселки по всему огромному пространству Российской Федерации. «К 2050 году Россия должна превратиться в равномерно заселенную и обустроенную малоэтажную страну 1000 возрожденных средних и малых городов — в Гардарику XXI века. Пригородные поселки должны стать основным типом поселений в стране», – провозглашается в документе. Этот план предусматривает «отказ от приоритетного развития крупных и крупнейших городских агломераций, массового возведения многоквартирных жилых домов, а также сверхконцентрации трудовых ресурсов и производительных сил в мегаполисах; переход к традиционному для России равномерному распределению населения и производительных сил по территории страны путем массового переселения жителей городов в благоустроенные пригородные поселки».

8. В восьмом пункте, озаглавленном «Экономическое развитие», провозглашается, что «главными целями отечественной экономики» должны являться «обеспечение роста рождаемости, заселение и освоение огромных российских пространств, обеспечение суверенитета и обороноспособности страны». Опять же, этот пункт очень сильно напоминает документы нацисткой Германии.

Анализ этого документа свидетельствует, что он полностью противоречит Евангельскому учению и православному богословию, является апологией антихристианских и ксенофобских идей и подпадает под признаки дуалистической ереси, основанной, по определению архим. Кирилла (Говоруна), на смешении религии с политикой. Вместо проповеди основ христианского вероучения документ заимствует и пропагандирует от имени РПЦ МП неофашистские, ксенофобские и антихристианские идеи. Поскольку он был разработан и утвержден при участии ведущих иерархов РПЦ МП во главе с московским патриархом Кириллом Гундяевым, то этот документ фактически является официальным выражением позиции РПЦ МП. Он содержит геноцидную риторику и является не только программным документом ВРНС, но и по официальному благословению руководства РПЦ МП адресуется органам законодательной и исполнительной власти России и легализует пропаганду изложенных в нем идей на уровне органов власти РФ, представители которых входят в Президиум ВРНС (див.: Омбудсмен України: Російська церква та суміжні до неї організації грають за правилами пропаганди Кремля, 29.03.2024. URL: https://ombudsman.gov.ua/news_details/ombudsman-ukrayini-rosijska-cerkva-ta-sumizhni-do-neyi-organizaciyi-grayut-za-pravilami-propagandi-kremlya ).

ВРНС как подмена церкви и «лаборатория» по разработке «русского мира»

В декабре 2001 г. Синод РПЦ МП (в состав которого входили и архиереи УПЦ МП), отдельным своим решением официально объявил «полезным развитие деятельности Всемирного Русского Народного Собора как постоянно действующего союза общественных организаций при активном участии и духовном руководстве Русской Православной Церкви». Таким образом, деятельность этой организации «под духовным руководством РПЦ» официально имеет благословения и полномочия от руководящего органа – Синода РПЦ МП. Главой этой организации по уставу является московский патриарх. Как подчеркнул Кирилл Гундяев во время презентации вышеупомянутого «наказа», этот «Собор стал очень эффективной и по-настоящему открытой площадкой для обсуждения многих проблем общегосударственной и общественной повестки дня, а также вопросов, связанных с жизнью Русской Православной Церкви» (см.: Выступление Патр. Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора, 27.03.2024. Официальный сайт РПЦ МП. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6116021.html ).

Патриарх Кирилл придает важное значение этой организации как в жизни РПЦ МП, так и российского государства (см.: Выступления президента РФ и московского патриарха на пленарном заседании ХХV Всемирного русского народного собора, 28.11.2023. Официальный сайт РПЦ МП. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6080858.html ). Поскольку он в нарушение Устава РПЦ фактически отменил созыв высшего руководящего органа РПЦ МП – Архиерейского Собора (больше не созывается после 2017 г.), то созданный им т. н. «Всемирный Русский Народный Собор», в котором принимают участие епископы, священники и миряне РПЦ МП, по сути подменил собой этот церковный орган.

Долгое время принято было считать, что ВРНС является «маргинальной» организацией, поэтому ее деятельности и заявлениям не придавалось принципиального значения со стороны многих экспертов. Однако именно эта структура еще с середины 1990-х гг. под эгидой РПЦ МП выступает как своего рода «лаборатория» по разработке, тестированию и продвижению неоимперских квазирелигийных идей, которые были взяты на вооружение правящим режимом РФ и применены в качестве обоснования экспансионизма и войны против Украины.

Возникла эта организация в 1993 г. вскоре после распада СССР как попытка заменить собой бывшую КПСС с целью консолидации российских постсоветских элит и внедрения новой российской национальной идеи, которая должна была сменить старую коммунистическую идеологию. Инициатором создания организации выступил тогдашний глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии, митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне московский патриарх Кирилл Гундяев (агентский псевдоним в КГБ «Михайлов»). Эта новая организация под эгидой РПЦ МП объединила российских религиозных и культурных деятелей, ученых и представителей диаспоры, а главное – представителей власти, силовых структур и правоохранительных органов РФ. Через эту «лабораторию» и началось в РФ испытание и внедрение новых идей.

До 2009 г. главой ВРНС был московский патриарх Алексий Ридигер, а его заместителем и фактическим руководителем организации – митрополит Кирилл Гундяев. Став в 2009 г. московским патриархом, он стал и главой ВРНС.

Долгое время заместителями Кирилла в ВРНС были протоиерей Всеволод Чаплин, известный скандальными высказываниями в поддержку ядерной войны, и одиозный российский олигарх, владелец телеканала «Царьград» и спонсор терроризма в ЛНР/ДНР К. Малофеев. В этом году он подал в отставку, но вместо него заместителем председателя ВРНС поставлен гендиректор фонда К. Малофеева, член Общественной палаты РФ, попечительского совета Синодального отдела РПЦ по благотворительности и социальному служению и попечительского совета Троице-Сергиевой лавры С. Рудов. Также заместителями председателя ВРНС является управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Григорий (Петров) и один из идеологов «русского мира» А. Щипков, одновременно являющийся первым заместителем председателя Синодального отдела РПЦ МП по взаимоотношениям с обществом и СМИ.

Входит в Президиум ВРНС и одиозный А. Дугин – российский оккультный философ и неофашист, один из разработчиков современной русской неоимперско-евразийской идеологии. Также в Призидиум ВРНС входят С. Шойгу, С. Глазьев, С. Бабурин, С. Степашин, В. Мединский, Д. Рогозин, митрополиты РПЦ МП: Санкт-Петербургский Варсонофий (Судаков), Вологодский Савва (Михеев), Казахстанский Александр (Могилев), Ташкентский Викентий (Морар). Членами Совета ВРНС, кроме российских политиков и общественных деятелей, также числятся митрополиты РПЦ МП: Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев), Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников), Омский Дионисий (Порубай), Вологодский Савва (Михеев).

Согласно отчетам руководства ВРНС, членами этой организации являются более 100 архиереев РПЦ МП в России и за ее пределами, а также 17 губернаторов, пять депутатов Госдумы РФ, 10 сенаторов, 10 председателей законодательного собрания субъектов РФ, 45 заместителей губернаторов, а также ряд руководителей министерств и администраций субъектов РФ, глав общественных палат, 16 ректоров вузов и т.д.

Роль ВРНС существенно возросла в 2001 г., когда его съезд в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве открыл лично В. Путин. С тех пор в работе организации начинают участвовать не только представители РПЦ МП и общественных организаций, но и глава Государственной Думы Федерального Собрания РФ, первый заместитель председателя Правительства РФ, руководство Совета Федерации, Администрации Президента РФ, ФСБ и МВД РФ, лидеры основных политических партий, главы субъектов Федераций, общественных и религиозных объединений РФ. Таким образом, организация получила влияние как на уровне РПЦ МП, так и центральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти в РФ, представители которой вошли в Президиум и другие органы ВРНС. Кроме того, эта организация получила консультативный статус при Экономическом и социальном Совете ООН.

Именно этой организации, как уже было сказано, отведена роль едва ли не главной «лаборатории» в разработке доктрины «русского мира». Пытаясь быть активным участником политических и идеологических процессов в РФ, Кирилл Гундяев пытался разнопланово пропагандировать и распространять новую идеологию, которую он создает, в частности, перед президентом РФ и его властным окружением, влияя на формирование агрессивной имперской идеологии путинского режима.

Заказ со стороны Кремля на разработку идеологии «русского мира» был реакцией на киевский «Майдан» 2004 г. Испугавшись возможного перемещения украинского опыта на российскую почву, Путин искал опору на новую имперскую идеологию и пропаганду. Одним из тех, кто подсказал ему этот путь, был митрополит Кирилл Гундяев. Еще задолго до того, как он стал московским патриархом, Кирилл привлекал и поддерживал разных маргинальных сторонников российского имперского «мессианизма», в том числе и с откровенно фашистскими, неонацистскими и оккультными взглядами (А. Дугин, О. Платонов и другие).

В 2005-2007 гг. экспертами ВРНС была разработана программа «Русская Доктрина», в которой, кроме идеологических лозунгов, объявлялись конкретные задачи. Среди них – экспансия РФ в «ближнем зарубежье», захват Крыма, Донбасса и всей Украины. Таким образом, война РФ с Украиной идеологически обосновывалась и готовилась, по крайней мере, с 2005 года. В 2006 г. эта «доктрина» рецензентами Московской духовной академии РПЦ МП была «оценена как не противоречащая духу и учению православия». В 2007 г. «Русская Доктрина» была принята как основа идеологии ВРНС под эгидой Московской патриархии при непосредственной лоббистской поддержке тогдашнего главы ОВЦС МП митрополита Кирилла (см.: Вступительное слово митрополита Смоленского Кирилла на соборных слушаниях по проекту «Русская доктрина». Официальный сайт РПЦ МП. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/283339.html ). А окончательную редакцию доктрины он лично презентовал на всероссийском съезде движения «Россия молодая» (см.: Митрополит Кирилл рассказал студентам о «Русской Доктрине». Русская Доктрина. URL: http://www.rusdoctrina.ru/page95516.html ).

 В этой, презентованной и распиаренной митрополитом Кириллом Гундяевым доктрине, впервые вводились и тестировались среди российского общества термины «русский мир», «духовные скрепы», «единое историческое пространство» и т.д.

Вот несколько цитат из этого документа, который благословил и продвигал на разных уровнях нынешний московский патриарх:

«СИМВОЛ ВЕРЫ В РОССИЮ. Россия является для своего народа духовным символом такого же порядка, как Бог, Церковь, вера. Символ веры в Россию – это кредо патриота, для которого Россия является высшей драгоценностью его жизни. Согласие с символом веры в Россию делает всех людей в определенном смысле верующими – ВЕРУЮЩИМИ В РОССИЮ».

«Официально провозглашается концепция пространства Исторической России, то есть естественного ареала РУССКОГО МИРА (нынешняя РФ плюс русские этнические анклавы – Таврия, Новороссия, Нарвская область, Латгалия, Южная Сибирь, Подкарпатская Русь, а также территории комплементарных этносов – белорусов, восточных украинцев, закарпатских русинов и др.)».

«Россия вступает на путь русской ирреденты: идеологии возвращения и воссоединения тех территорий исторической России, на которые у нее имеется историческое и моральное право и которые есть практический смысл возвращать. Для России это касается прежде всего Белоруссии, Украины и Казахстана».

«Россия должна совершить резкий разворот в отношении государств ближнего зарубежья... Необходимо признать права России на целый ряд территорий. В случае с Украиной минимальными могли бы быть претензии на Донбасс и Таврию (Крым)». «Главными принципами обеспечения национальной безопасности являются принципы ... наступательности и экспансии».

Весь этот параноидальный бред занимает сотни страниц и расположен в свободном доступе в интернете на одноименном сайте «Русская Доктрина» (см.: Русская Доктрина (текст). Русская Доктрина. URL: http://www.rusdoctrina.ru/page95507.html ).

Как видим, Кирилл Гундяев еще задолго до того, как стал главой Московского патриархата, руководил процессом разработки и продвижения особой российской воинственно-фундаменталистской идеологии, которой пытался заинтересовать Путина и его окружение. Вероятно именно благодаря этому он смог заручиться поддержкой Путина и стать главой РПЦ МП в 2009 году.

Став в январе 2009 г. московским патриархом, Кирилл Гундяев нарративы «русского мира» пытается превратить в идеологическую доктрину всей РПЦ МП. По его словам, «ядром современного русского мира является Россия, Украина и Беларусь», однако к этому «единому пространству» он также относит Молдову, Казахстан и некоторые другие бывшие республики СССР, которые, по его словам, непременно нуждаются в «восстановлении единства». «Только сплоченный Русский мир может стать сильным субъектом глобальной международной политики, сильнее всяких политических альянсов», – заявил московский патриарх Кирилл на открытии III «Ассамблеи Русского мира» ноябре 2009 г. (см.: Выступление Патр. Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира. Офіційний сайт РПЦ МП. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/928446.html ).

С тех пор манипуляция лозунгами о «едином русском мире», «единой святой Руси», «едином цивилизационном пространстве», «единых духовных скрепах» и т.п. приобретают системный характер, их берут на вооружение не только в РПЦ МП, но и во властных структурах и спецслужбах РФ.

«Русский мир» – «миф» или «гражданская религия» и ересь?

Долгое время идеи и нарративы «русского мира» не были сведены окончательно к целостной концепции, нередко выглядя как отдельные высказывания, доклады и лозунги различных церковных иерархов, священников, общественных деятелей и политиков. Это некоторым скептикам давало повод утверждать, что идеологии «русского мира» как целостной концепции не существует, что это «миф» и т.п. Ошибочность такой точки зрения кроется среди прочего и в различии между западно-европейской и российско-советской ментальностью. Ведь для последней, в отличие от западной, не характерно выработка четких и целостных философских, богословских или идеологических концепций и учений. Достаточно набора громких лозунгов и мифов и веры в них в определенной части общества («Умом Россию не понять, в Россию можно только верить»). Формирование такой квазирелигиозной доктрины, которая по замыслу должна стать официальной государственной и религиозной идеологией путинской России, еще не завершилось. Этот процесс продолжается. Но ее очертания на этапе постепенного формирования были четко спроектированы еще в 2007 г. в т.н. «Русской Доктрине», заложившей основные её векторы. Главным же официальным программным документом как раз и стал «наказ» ВРНС от 27 марта 2024 г., которым выведен процесс формирования идеологии «русского мира» на качественно новый уровень. Теперь она приобрела выразительные формы, которые окончательно свидетельствуют о ее несовместимости с христианским учением.

Как отмечают эксперты Института изучения войны (ISW), в принятом «наказе» «РПЦ объединяет предыдущие кремлевские нарративы в относительно целостную идеологию» (см.: https://www.radiosvoboda.org/a/ukrayina-rpts-viyna/32884599.html ).

Следует отметить, что создание идеологии «русского мира» растянулось во времени на 30 лет. Изначально этот концепт зародился в начале 1990-х в недрах группы «методологов» (в СМИ их еще нередко называли «сектой методологов») – московского интеллектуального кружка, который в советское время курировался КГБ и к концу 1980-х имел влияние на некоторых представителей партийно-хозяйственной номенклатуры СССР. В 1990-е к этой «секте» принадлежали П. Щедровицкий, Е. Островский, Г. Павловский, С. Кириенко, В. Сурков и другие, способствовавшие приходу к власти в России В. Путина. Так Глеб Павловский с 1995 по 2011 гг. являлся официальным политтехнологом Администрации Президента РФ, где возглавлял предвыборные кампании Б. Ельцина (1996), В. Путина (2000), а также В. Януковича (2004). Тесно сотрудничая с тогдашним главой Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополитом Кириллом Гундяевым, «методологи» в середине 1990-х стали искать замену утратившей актуальность коммунистической идеологии, сделав ставку на православие как основу новой национальной государствообразующей идеологии России. Именно они впервые разработали концепт «русского мира» и предложили его на вооружение руководству РПЦ МП, а позже и Кремля.

С их подачи продвижением этих идей и стал заниматься т.н. «Всемирный Русский Народный Собор» (ВРНС), созданный в 1993 г. по инициативе митрополита Кирилла Гундяева. Из под пера представителей РПЦ МП нарративы «русского мира» приобрели уже совсем иные, нежели до того, окрас и содержание, постепенно приобретя признаки отдельной гибридной неофашистской идеологии.

В этой новой доктрине, пропагандируемой московским патриархом, нашли свое воплощение заимствования из разных квазирелигиозных и маргинальных теорий. По сути, это своего рода «гремучая смесь», «гибрид», в котором воедино намешаны нередко противоположные доктрины и идеологемы; причем часто откровенно нехристианские, из-за чего эта смесь приобретает характер «ереси».

В частности, как мы уже могли убедиться выше, там отразились даже идеи неофашизма и неонацизма, а также старые коммунистические мифы и представления. Нашлось там место и для переосмысленной исламистской фундаменталистской идеи о политическом единстве «исламского мира», возрождении единого Исламского Халифата и его мировой гегемонии для противостояния Западу. Заимствуя подобные представления и лозунги, современные идеологи «русского мира», по сути, попытались трансплантировать идеи мирового Исламского Халифата на православную почву. Таким образом, в новоявленном российском мифотворчестве идеал средневекового священного Халифата заменили искусственным мифом о т.н. «святой Руси» (которой никогда в истории не существовало). Собственно и сам термин «русский мир» внедрен в употребление как отдельная идеологема по образцу «исламского мира» (см.: Шумило С. В. «Православный шахидизм» и неоязыческая теология войны московского патриарха Кирилла, 06.10.2022 // Afon.org.ua. URL: https://afon.org.ua/ru/publikatsii/pravoslavnyj-shakhidizm-i-neoyazycheskaya-teologiya-vojny-moskovskogo-patriarkha-kirilla.html ).

Склонность «коллективного сознания» российского постсоветского общества к подобным искусственным мифам и тоталитарным идеологем, а также их востребованность создали благоприятную почву для распространения и популярности новоявленных псевдоправославных фундаменталистских идей, которые на самом деле являются современным трансформированным воплощением идей неофашизма, неонацизма, национал-коммунизма и исламистского фундаментализма, переработанных и приспособленных под православным камуфляжем к российско- постсоветской ментальности.

Согласно выражению профессора кафедры теологии Эксетерского университета Брендона Галлахера, идеология «русского мира» «является формой этнорасового религиозного фундаментализма, с апелляцией к крови, земле, вере, нации, народу, языку и царю/вождю. Как и предыдущие этноцентризмы, он демонизирует всех, кто ему противостоит. А в то же время в логике идеологии «русского мира» Запад является великим противником, эдаким «верховным демоном». Идеология «русского мира» – это новый нацизм, нацистская идеология XXI века» (см.: https://www.polymerwsvolos.org/2022/03/04/fontamentalistiki_ideologia_russki_mir/ ).

Такой взгляд на это новейшее учение разделяют более 1500 христианских теологов мира, подписавших совместную Декларацию об учении о «русском мире», в которой они осуждают эту новую доктрину как нехристианскую и еретическую (см. Декларация об учении о «русском мире» // Public Orthodoxy. URL: https://publicorthodoxy.org/2022/03/13/a-declaration-on-the-russian-world-russkii-mir-teaching/ ).

Один из соавторов этой Длекларации, известный православный богослов архим. Кирилл (Говорун) дал богословское определение этой пропагандируемой в РПЦ МП фундаменталистской идеологии как проявления филетизма и экклезиологической ереси. По его убеждению, она дуалистическая, основанная на смешении религии с политикой. Такие черты еще св. Ириней Лионский и другие святые отцы определяли как ересь. Эти святые воспринимали ереси как формы языческого мышления, замаскированные под христианство. Аналогично и с т.н. "русским миром". Эту гибридную квазирелигийную идеологию можно сравнить с официальной языческой имперской религией, которой, по сути, теперь подменяется православие в России.

По сути, в РПЦ МП происходит «догматизированное» искажение и извращение православия. Что, впрочем, отвечает целям как правящего режима РФ, так и московского патриарха Кирилла Гундяева, заинтересованных в догматизации подчинения Церкви государству и неосоветской реставрации под видом мнимого «возрождения православия» в России. Процесс советизации Церкви и превращения ее в инструмент тоталитарного государства (своего рода «религиозный придаток» такого государства) с внешним падением коммунизма в современной РФ не только не ослаб, но в последнее время заметно усилился (см.: Священна Третьоримська імперія //"Дзеркало тижня", 18.05.2007. URL: https://zn.ua/ukr/SOCIUM/svyaschenna_tretorimska_imperiya.html ).

***

С принятием московским патриархом и другими иерархами РПЦ МП 27 марта 2024 г. программного документа, в котором очерчиваются основные принципы и апология антиевангельской идеологии «русского мира», фактически задекларирован их курс на окончательное отпадение в схизму от Вселенского православия, которое они начали с 2018 г. Этот официальный документ является сознательным актом принятия ими антихристианского учения, который ставит их как ересиархов вне пределов православной церкви и подвергает церковно-каноническим санкциям и осуждению.

Все 488 делегатов ВРНС, в том числе и московский патриарх, иерархи и священники РПЦ МП, как и политические и общественные деятели РФ, проголосовавшие за этот антихристианский, ксенофобский и геноцидный по содержанию документ, теперь имеют основания подлежать международному осуждению и санкциям, а делегаты от РПЦ МП – еще и церковному суду. Принятие ими преступного «наказа» создает уникальную возможность для привлечения к светскому и церковному осуждению всех проголосовавших за него. Отныне он является важным аргументом и «вещественным доказательством» как для будущего Международного уголовного суда в Гааге, так и для будущего церковного суда с участием Вселенского патриарха и других представителей поместных православных церквей.

Сергей Шумилокандидат исторических наук (PhD), доктор теологии (ThDr), директор Международного института афонского наследия, приглашенный научный исследователь кафедры истории, религии и теологии Эксетерского университета (Великобритания), научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины, заслуженный работник культуры Украины